новости

Владимир Библер

четвертого июля 1918 года родился Владимир Библер – философ, культуролог, создатель «Школы диалога культур».

Личное дело

Владимир Соломонович Библер (1918-2000) родился в Москве. Далее окончания в 1941 году исторического факультета МГУ поступил в аспирантуру Института философии АН СССР. Участвовал в Величавой Российскей войне. Далее войны продолжил обучение в аспирантуре, был исключен в период борьбы с «космополитизмом», но в 1951 году смог защитить защитил кандидатскую диссертацию на тему «Философские мнения послевоенной германской социал-демократии». С-за невозможности устроиться на работу в Москве принял предложение стать педагогом Таджикского муниципального института. Жил в Сталинабаде (Душанбе) с 1951 немало 1959 год, потом возвратился в Москву.

До 1961 года преподавал на кафедре философии Горного института, в 1961–1968 годах был научным сотрудником Института истории естествознания и техники, в 1968–1980 годах – Института истории АН СССР, в 1982–1990 годах — Института общей и педагогической психологии АПН СССР. С 1989 года В. С. Библер был научным управляющим творческого коллектива «Диалог культур» в РГГУ. Погиб Владимир Соломонович Библер три июня 2000 года в Москве.

Чем известен

В книжках Владимира Библера  («Мышление как творчество», «Миша Михайлович Бахтин либо поэтика культуры», «От наукоучения — к логике культуры. Два философских введения в 20 1-ый век», «На гранях логики культуры») рассматривается диалог в хорошем качестве главный свойства творческого мышления. Жуть воззрению Библера, философия науки новейшей эры обязана перейти от идеи зания (главенствующей в истории европейской мысли Новейшего времени) к идее взаимопонимания. При всем этом существование культур населения земли также мыслится как диалог. Любая культура более много раскрывается не внутри себя, ан благодаря иным культурам, которые определяют и адресуют ей те вопросцы, которые снутри культуры просто не были бы поставлены.

О чем нужно знать

В течение 20 с излишним лет на квартире Владимира Библера либо на его даче собирался неофициальный философский семинар. Далее начала работы Библера в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР к философской и культурологической теме семинара добавились вопросцы педагогики. Посреди откликов на книжку «Мышление как творчество» Библеру приходили письма от учителей, пытавшихся применить в собственной работе изложенные в книжке идеи. Скоро группа преподавателей с Харькова – С. Ю. Курганов, В. Ф. Литовский, И. М. Соломадина – стала тесновато разговаривать с Библером, обсуждая препядствия обучения и воспитания. Это привело к созданию новейшей концепции образования, также основанной на идее диалога.

Ровная речь

  Владимир Библер

«С одной стороны, быть философом — это нечто совершенно высокомерное. Философ — человек, существо, поновой создающее мир, определяющее либо, хотя бы, предполагающее всеобщность собственного личного мышления. Поразительная надменность, просто наглость! Кое-где, если же чуточку перейти грань, то это нечто, переходящее в шизофрению, в манию величия. Потому для философа только принципиально сохранять глубокую иронию немало отношению к себе и собственному делу… И собственному миру. И, вкупе с тем, не отрешаться от чувства, что он вправду актуализирует некую, никем иным не актуализированную возможность всеобщего нескончаемого бытия. Платон ли это, Аристотель ли это, Хайдеггер ли это — любой делает свою философию — одну на все времена — и начинает собственный уникальный мир. В философии гласить о прогрессе — выше, ниже, делая упор на нижестоящих — дело неосуществимое! Любая философская система — дело полностью неповторимое, единственное и всеобщее. Философия, вроде бы, демиургична — немало собственной сущности, ан Демиург постоянно надменен и одинок. Но с сиим связана и 2-ая отношение, 2-ое определение вида философа. При этом, не только лишь в уме мещанина, да и в уме всякого мыслящего человека. Это — непонятно какая одичавшая уязвимость, неописуемая беззащитность, неуверенность, колебание… Философ творит мир “с ничего”, на кончике пера, в пределе воображения. Помните, у Валери: «Бог сделал мир с ничего, ан материал всегда ощущается». И эту свою близость к Ничто постоянно ощущает реальный философ. Он постоянно ощущает близость этого Ничто, близость пустоты. Он, в этом плане, жутко беззащитен — и своим одиночеством, и собственной жаждой вступать в общение с иными людьми. Его бытия, его мысли практически что нет — вот-вот… и начнется абсолютное небытие, вот-вот… и начнется бытие в первый раз… Нет существа наиболее беззащитного и уязвимого, чем философ!»      В. С. Библер «Быть философом»

«Библер относится к поколению русских философов конца 50-х – начала 60-х годов, в творчестве и независящей штатской позиции которых далее сталинских репрессий был возрожден дух подлинного философствования. Дух конструктивного сомнения, готовности, невзирая на политическую несвободу, умственную моду либо давление денежных событий, сохранять независимость мысли, ставить конструктивные философские вопросцы и давать ответы, не заботясь о популярности ни у власть придержащих, ни у «читательских масс»».     П. Тищенко

«В.С. был очень озабочен созданием нужных наружных, так сказать, технических критерий проведения семинара и его содержанием. Обычно я приезжал за длительное время до начала семинара, время от времени на день ранее и был способным следить, как в денек заседания уже утром он погружался в размышления немало теме семинара, подготавливал нужную ему литературу, делал заметки для памяти <…> Далее обеда, часов с 16 столовая, большая комната его трехкомнатной квартиры, преобразовывалась в зал заседаний. Освобождался большенный удлиненный древесный стол, за которым имели возможность уместиться человек 10. Собирались стулья со всей квартиры, освобождалась находившаяся в столовой большая тахта, на которой имели возможность устроиться еще человек 6. Жуть мере роста известности семинара численность его росла, и часто бывало так, что посещало его еще больше желающих, чем было «сидящих» мест в комнате. {Тогда} приходилось заимствовать стулья и табуретки у соседей немало лестничной площадке и этажом выше». М.С. Глазман «Домашний семинар Библера»

6 фактов о Владимире Библере

    Жуть рассказам Владимира Соломоновича, в школе за запальчивость он носил прозвище Петушок.
    С 1967 года В. С. Библер вел типичный философский ежедневник, размещенный позже почти заглавием «Заметки впрок».
    В 70-х годах участники домашнего семинара Библера начали изучить спор философских «начал» XVII века и оформляли его в виде предполагаемой переписки Лейбница, Декарта, Паскаля и остальных.
    Владимир Библер вкупе с Елеазаром Мелетинским приняли активное роль в сделанном в 1988 году дискуссионном клубе либеральной интеллигенции «Столичная трибуна».
    В 1990 году В. С. Библер опубликовал статью «Вероятна ли победа фашизма в Русском Союзе?»
    В 1994 году был издан сборник поэтических произведений Владимира Библера «С стихов (что вспомянулось)».

 

Статья о Владимире Библере в российской Википедии

Статья о Владимире Библере в энциклопедии «Кругосвет»

Веб-сайт «Библер и вокруг»

Ира Берлянд «О Владимире Соломоновиче Библере»

Ира Берлянд «О Владимире Соломоновиче Библере» Часть 2

Т.Б. Длугач. «В.С. Библер как историк философии»

В. С. Библер, Буде. В. Ахутин «Диалог культур» (статья в «Новейшей философской энциклопедии»)

Центр «Диалог культур 21»

Л. Волынская «Ниточки с прошедшего (о Владимире Библере)»

Сергей Цлаф «Книгоед с СМЕРШ»

Источник: polit.ru

Добавить комментарий