строительство

Как выбрать потолочный экран для проектора с электроприводом: особенности, материал изготовления, лучшие компании-производители

Кино-, видео- и теле-проекторы – очень удобная вещь. Однако они совершенно бесполезны без экрана. А подбирая его, многие пользователи нередко ошибаются либо испытывают серьезные трудности. Я решил помочь вам в этом.

В данной статье я расскажу обо всех типах, конструкциях и характеристиках, которыми обладают проекторные экраны. Особенно полезны вам будут правила их подбора, которые я также озвучу.

Конструкционные особенности приспособления

Экран существенным образом влияет на качественность передаваемого проектором изображения. Если его плохо подобрать, он будет смазывать впечатление от хорошего транслятора. Качественное же полотно нивелирует недостатки изобразительного ряда.

Из чего может состоять экран

  1. Экран служит для отображения визуального ряда, получаемого при помощи проекционной техники. Изображения воспроизводятся на полотне. Поэтому оно является важнейшим и самым дорогостоящим элементом экрана.

Полотно должно иметь однородный цвет, белый либо серый. На нем не должно быть визуальных изъянов: пятен, шероховатостей, неровностей и иных дефектов, портящих картинку.

  1. Еще одна важная деталь экрана – это рама.

На ней полотнище фиксируется.

  • Она может представлять собой жесткий каркас из дерева или металла. Он используется только в стационарных изделиях.
  • Система может быть также рулонной. Состоит такая рама из кожуха (из него выдвигается свернутое полотнище) и натяжного механизма.
  1. Мобильные и настенные экраны бывают рулонно-натяжными (они после сеанса сворачиваются) либо постоянно-натяжными.
  • Натяжное полотно крепится в раме из дерева или алюминия и может ее закрывать полностью. Тогда крепление осуществляется кнопками. Второй вариант — расположение полотна внутри контура рамы. В этом случае фиксация производится шнуровкой.
  • Натяжные экраны для проектора могут оборудоваться и стационарной настенной фиксацией. Тогда модель получается стеновой с полотном постоянной натяжки. Размещение такого экрана на стойках делает его мобильным.
  1. Исходя из вида полотнищ, применяются разные натяжные приспособления.
  • В тканевых экранах используются утяжеляющие рейки. Они фиксируются к низу полотна. В подобных моделях веса экрана с планкой достаточно, чтобы просмотровая поверхность была абсолютно плоской.
  • Если экран виниловый, чтобы достичь ровности полотна, нужно дополнительно добиться его боковой натяжки. Делается это при помощи петельной системы. Это два троса, продетых через петли. Они размещены по бокам полотнища. Тросы вверху фиксируются на кожухе. Понизу к ним прикрепляется утяжеляющая рейка.

Моторизованные экраны дополнительно комплектуются:

  • электроприводом;
  • блоком и пультом дистанционного управления;
  • приспособлением, управляющим экраном посредством переключателя на проекторе;
  • подставкой (для мобильных моделей).

О месте крепления и размерах

Исходя из предназначения по месту фиксации, экраны могут быть:

  • потолочными;
  • настенными;
  • потолочно-настенными;
  • напольными.

Возможности монтажа тут зависимы от конструкции крепежной системы. Например, потолочный проектор можно прикрепить лишь к потолку. А универсальный потолочно-настенный аналог, соответственно — либо к стене, либо к потолку.

Если говорить о размерах полотен, то они очень многообразны. Самые маленькие модели имеют диагональ 55 дюймов. Например, V-Screen 40×40 дюймов. Самые большие аналоги обладают диагональю 250 дюймов.

Если воспользоваться метрической системой, у экрана Rolleramic 450×600 см компании Draper диагональ полотна равна 750 см. Этот размер пригоден и для настоящего кинотеатра. Самые востребованные при обустройстве «домашних» кинозалов – это модели, имеющие средние габариты — диагональ 200-300 см.

Что нужно знать о форматах

По формату экраны также отличаются. По сути – это отношение их длины к ширине или горизонтальных сторон к вертикальным.

Сейчас наиболее востребованы форматы 1:1, 4:3 и 16:9.

  1. Экраны 1:1 и 4:3 (то есть 1.33:1) применяются для просмотра обыкновенных телеканалов посредством видеопроектора, а также видеокассет формата VHS. Можно их использовать и как источник картинки для игровых приставок и персональных компьютеров.
  1. Экраны 16:9 (или 1.78:1) используются для просмотра фильмов в формате DVD, телепередач с высокой четкостью (HD) и части спутниковых телеканалов.

Полотна формата 1.78:1 наиболее современны и кинематографичны. Ими в подавляющем большинстве случаев оборудуются «домашние» кинотеатры. К этому размеру наиболее близок формат « Wide Screen» — 1.85:1.

Материал полотна

Теперь, что касается материала экранов:

  1. Их полотна могут быть тканевыми либо полимерными – виниловыми и акриловыми.
  2. Фактура материала бывает специальной либо матовой.
  3. По типу отображения картинки полотна делятся на аналоги для прямого проецирования и обратного (просветного).

Подвесной экран для проектора на основе ткани удобен тем, что материал сообщает поверхности совершенную плоскостность. Хочу вас предупредить, что габаритные тканевые полотна часто имеют практически невидимые горизонтальные стыки.

Виниловые экраны нуждаются в равномерной натяжке. Вследствие этого, они стоят дороже на 10-15 процентов.

О коэффициенте усиления

Самые важные характеристики покрытия полотна — это коэффициент усиления, угол обзора изображения, а также контрастность.

Усиливающий коэффициент указывает как яркость луча, отбрасываемого от данного полотна, отлична от яркости света, отражаемого от покрытия-образца (карбонат магния). Для него коэффициент равен единице. Как эталон, на практике применяется матово-белая виниловая поверхность со стекловолоконной основой.

Благодаря специальной фактуре, полотна, имеющие высокий усиливающий коэффициент (1.5-2.5), могут фокусировать световой луч в желаемом направлении.

Яркость изображения зависима от угла его просмотра. Поэтому яркая картинка от полотен с высоким усиливающим коэффициентом видна только пользователям, расположенным по оси отраженного светового луча. Либо около него.

Исходя из этого, качественность проекционного экрана также определяется и комфортным углом просмотра. Обычно он составляет 30-40 градусов.

Хочу вас предупредить, что для полотен с высоким усиливающим коэффициентом действует одно правило. Чем далее просмотровые места отодвинуты от оси проектора, тем изображение будет видно хуже. Для полотнищ с коэффициентом 1 и меньше, яркость картинки не зависима от местоположения зрителя.

Разновидности покрытий

Традиционная экранная поверхность — Matte White (матово-белая). Она способствует равномерности яркости по всему полотну и имеет усиливающий коэффициент 1. Это производственный стандарт, все компании выпускают экраны Matte White с одинаковыми физическими качествами.

Все другие покрытия — специальные. Они обладают повышенным либо пониженным усиливающим коэффициентом и увеличенным углом комфортного просмотра. Наиболее отражающие экраны имеют последний параметр в 30˚. Нынешние технологии дают возможность делать экраны с усиливающим коэффициентом 2.5.

Полотна с коэффициентом немного менее либо более 1 воссоздают высокий уровень контрастности. То есть они могут точно отображать полутона, темные и светлые места изображения.

Большая часть производителей делают полотна для проекторов со всеми видами поверхностей. Качества покрытий одного типа у различных изготовителей почти идентичны. Однако могут иметь разные названия.

Ниже я привожу разновидности покрытий для тканевых экранов.

  1. Panamax – это матово-белое полотно для больших экранов. Применение данного материала дает возможность добиться гладкости и ровности крупногабаритных поверхностей, отображающих картинку.
  2. АТ-1200 производства компании Draper. Перфорированное и прозрачное акустически покрытие. Коэффициент усиления — 1, угол комфортного обзора – 30˚.
  1. АТ-1500 той же компании является универсальным полотном для показа документов и фото-слайдов. Материал оптимален для помещений, в которых сложно управлять светом, т.к. создает высокий уровень яркости и контрастности картинки.
  2. Glass-Beaded (производители Draper и Da-Lite). Это полотно делается путем прессования маленьких зерен из стекла на матово-белую ткань. Данные вкрапления отражают обратно больший процент излучения по направлению к источнику. Тут проектор необходимо ставить на одном уровне с экраном.

Это особое покрытие имеет узконаправленный поток отображения картинки по оси проекции. Такой экран прекрасно воспроизводит цвета при малых потерях четкости. Имеет коэффициент усиления 2.5 и угол обзора 20˚.

  1. Fire-Hawk (производитель Stewart). Покрытие специально выпускается под проекторы DLP. Повышает цветовую насыщенность картинки и уровни черного цвета. Имеет усиливающий коэффициент 1.35 и угол обзора 24˚.
  1. Gray-Hawk (производитель Stewart). Полотнище имеет серый цвет. Повышает глубину черного и детализирует тона серого цвета, увеличивает общую насыщенность цветов. Применяется с проекторами DLP, LCD и D-ILA. Имеет усиливающий коэффициент 0.95 и угол обзора 40˚.

Далее я опишу покрытия для виниловых и акриловых полотен.

  1. Flexible/Matt-White. Такие матово-белые полотна применяются для мобильных складных экранов. Материал гибкий и поэтому дает возможность его многократно натягивать своими руками.
  2. М-2500. Покрытие обладает отличной отражающей способностью и повышенной контрастностью. Из-за этого картинка получается более яркой и четкой. Хорошая освещенность комнаты этому не мешает.
  1. Hi/Def-Grey. Полотно используется совместно с современными проекторами, которые имеют высокий цветопоток. Обладает повышенной контрастностью серого и глубиной черного цветов в отображаемой картинке. Такой экран для проектора потолочный возможно применять при плохом затемнении помещения.
  2. М-1300. Матово-белое полотнище, имеющее хорошую цветопередачу. Оно рекомендовано для помещений, в которых можно управлять освещением.
  1. Eclipse II от компании Reversa. Это акриловый экран обратного проецирования, имеющий толщину 3 мм. Его можно применять при естественном свете. Полотно имеет коэффициент усиления 5 и угол обзора 45˚.
  2. High-Contrast/Matte-White. Производитель компания Da-Lite. Матовое виниловое покрытие на текстильной основе. Повышает контрастность картинки. Обладает увеличивающим коэффициентом 1.1 и углом обзора 45˚.
  3. High-Contrast/S от компании Projecta. Это полотно из винила используется для «домашних» кинотеатров в комнатах с умеренной освещенностью. Серый цвет покрытия улучшает передачу темных тонов, а также контрастность и четкость отображения картинки. Коэффициент усиления экрана – 1, угол обзора — 45˚.
  4. High-Gain/White производителя Reversa. Это акриловое полотнище обратного проецирования, толщина которого 3 мм. Экран можно применять при естественном освещении. Усиливающий коэффициент материала 6.8, угол обзора 38˚.
  1. Pearlescent от компании Da-Lite. Это супер-гладкое виниловое полотно с перламутровой фактурой. Имеет повышенную яркость и отражающую способность без потерь в качестве изображения. Коэффициент усиления полотна 1.5, угол обзора 35˚.
  2. Video-Spectra производства компании Da-Lite. Это перламутровый экран из винила. Он служит для просмотра видео на проекторах LCD. Имеет обширный угол обзора и высокий уровень изображения. Усиливающий коэффициент полотна 1.5, угол обзора 35˚.

Мои рекомендации по выбору экрана

Выбор экрана состоит из определения размеров и разновидности его полотна и расположения по отношению к проектору.

Сначала решите вопрос с местоположением проектора в комнате. Определите способ его крепления – напольный, потолочный либо настенный. Далее я рекомендую вам рассчитать габариты экрана.

При этом примите во внимание проекционный промежуток, т.е. расстояние от полотнища до объектива проектора.

Расстояние до зрителей

Чтобы сеанс просмотра был комфортен, габариты полотна должны быть пропорциональными промежутку от экрана до пользователей.

Специалисты большинства компаний, производящих экраны, говорят, что ширина полотна не должна быть более половины промежутка до первого зрительского ряда. Также она не должна равняться менее 1/6 расстояния до крайнего ряда. Высота экрана должна составлять не меньше 1/8 промежутка до последнего зрительского ряда.

В компании Stewart советуют иной подход. Чтобы определить по их рекомендации высоту экрана, надо поделить промежуток от него до первого ряда зрителей на 3.3. Итоговая цифра будет означать нужную высоту. Ширина полотна тут находится, исходя из его формата.

Какой формат подобрать

Формат 4:3 нужен для просмотра телепередач, а 16:9 — для кинофильмов. Если вам хочется приобрести универсальный экран, я советую вам подобрать аналог, имеющий выдвижные шторки. Они по мере нужды меняют отношение сторон полотна, приводя их в соответствие с кино- или телеформатом.

Например, модели:

  • 3/Vari-Vision от компании Projecta;
  • Luxus/Model-A-Electriscreen, а также Luxus/Screen-Wall, производства Stewart;
  • Dual-Mask от компании Euroscreen.

Объясню, чем хороши шторные полотна. Зрители совершенно субъективно оценивают уровень контрастности и яркости картинки, относительно окружающей экран поверхности. Шторные полотна устраняют серые неэстетичные края, которые портят зрелищность изображения.

Исходя из конструкции экрана, шторки устанавливаются выше него (их называют «кашетами») либо по его боковым сторонам. В первом случае задействуются проекторы формата 4:3, во втором — 16:9.

Какое полотно предпочесть

Рамные потолочные и постоянно-натяжные настенные экраны, в отличие от аналогов рулонных, имеют совершенно плоскую поверхность. Поэтому картинка получается более качественной.

Но тут есть один минус — вам придется терпеть их присутствие постоянно. Вследствие этого, подобные экраны, как правило, устанавливаются в специальных помещениях — домашних кинотеатрах. Рулонное же полотнище вы сможете поместить и в обыкновенном зале или гостиной.

Ниже моя небольшая инструкция об условиях выбора покрытия экрана:

  1. Размеры и геометрию просмотрового помещения, исходя из этого – число зрительских мест. Не забудьте об обзорном секторе.
  2. Особенности освещения: наличие искусственного и естественного света, уровень затененности, возможность бокового засвечивания.
  3. Требования, предъявляемые к яркости картинки (достаточно ли ее) и контрастности (надо ли ее увеличивать).
  4. Вид проецирования (обратное оно либо прямое).
  5. Можно ли смонтировать канальный динамик акустического блока позади полотна.

Матовые полотна универсальные и имеют широкий угол комфортного обзора. Поэтому дают возможность осуществлять просмотр перед достаточно большой аудиторией. Матовые экраны также нивелируют недостатки изображения, идущего от дешевых проекторов.

На качественных специальных полотнах с высоким усиливающим коэффициентом (около 2.5) дефекты картинки от недорогих проекторов видны больше. Помимо этого, такие модели сужают угол обзора. Это уменьшает количество удобных просмотровых мест.

Однако подобные экраны:

  • отражают обратно к проектору боковую засветку;
  • визуально повышают детализацию изображения;
  • увеличивают контрастность картинки.

В большинстве случаев полотна, имеющие повышенный усиливающий коэффициент, применяются в помещениях с неполным затенением. Или ими комплектуются проекторы, обладающие малой мощностью потока света.

Приведу примеры. Экран М-2500 крайне нежелательно использовать с проектором, излучающим поток света больше 1000 люмен. Полотна, имеющие невысокий усиливающий коэффициент – High-Contrast/Matte-White, Gray-Hawk, High-Contrast/S, можно применять с техникой, испускающей свет высокой и средней яркости.

Об акустике

Современные экраны дают возможность размещать центральный динамик прямо позади полотна. Это повышает комфортность просмотра. Звуковое оформление и речь исходят тогда не сверху либо снизу, а прямо из «гущи событий».

Чтобы получить подобную возможность, экран перфорируется. Полотно после этого становится акустически прозрачным. Количество дырочек при этом может составлять до 350 тысяч на один метр квадратный.

Чем их число более и менее диаметр, тем полотно смотрится ровнее. Искажений же на изображении получается меньше при очень сильных звуках.

Динамики я не рекомендую устанавливать излишне близко к потолочному экрану. В противном случае он будет колыхаться, а изображение начнет дергаться при сильном звуковом сопровождении.

Помимо этого, акустически прозрачное полотно, большей частью пропуская звуковые волны, поглощает высокочастотное излучение. Исходя из этого, после монтажа перфорированного экрана необходимо настроить звук.

Крепления для просмотровой системы

Выбирая экран с потолочным, напольным либо настенным монтажом, учтите, что он может достаточно много весить. Масса приспособления доходит иногда до нескольких десятков килограммов. Не стоит забывать и об дополнительных нагрузках. Они могут возникать, например, при разматывании рулонного полотна электроприводом.

Исходя из этого, учтите один момент. Когда вы собираетесь облицовывать стены, потолок листами ГКЛ, в точках крепления загодя смонтируйте закладные элементы.

Если же вами планируется применить кронштейн для проектора на потолок, крепите его только при помощи металлических анкерных болтов. Категорически не советую вам использовать пластиковые дюбели.

Гораздо легче устанавливать экраны модельного ряда Access (производитель компания Draper). Их полотнище фиксируется на валу. Монтируется же в корпус оно при помощи особых защелок.

Это дает возможность каркас экрана закрепить на потолке, на начальном этапе облицовочных работ. Затем все приспособление будет просто «пристроить» в гипсокартонной конструкции.

Подобное решение предотвратит случайное разрушение полотнища в ходе строительных работ. Оно же упростит для вас и выбор материала. Вы сможете купить полотно отдельно, приняв во внимание вид проектора.

Компании-производители и стоимость изделий

Производством экранов для проекторов занято в мире не так уж много компаний. Большая их часть базируется в США.

Наиболее известные американские производители:

  • Draper;
  • Stewart;
  • Da-Lite
  • Vutec.

Производители из Европы, наиболее популярные на нашем рынке:

  • Medium (ФРГ);
  • Projecta (Голландия);
  • Reversa (Англия);
  • Euroscreen (Италия).

Цена экранов для проекторов зависима от:

  • габаритов и вида покрытия полотнища;
  • наличия либо отсутствия электропривода;
  • дополнительных конструкционных элементов.

Предупреждаю, высококачественный экран всегда стоит достаточно дорого. Разброс цен тут может составлять от 300-400 до 5-7 тысяч долларов.

Оптимальная цена экрана должна равняться около 30 процентам от стоимости самого проектора. При этом самые недорогие модели приспособлений обходятся примерно в 70-100 долларов.

Вы, конечно, можете сэкономить и сделать экран для проектора из натяжного потолка. Однако вам не удастся добиться высокого качества изображения при использовании такой самоделки.

Вывод

Как вы теперь поняли, выбрать проекционный экран не так просто. Тут следует учитывать много факторов и условий, которые я привел в статье. Если вы внимательно ее прочитали, теперь у вас трудностей при покупке экрана возникнуть не должно.

Видео в этой статье поможет вам еще глубже вникнуть в суть темы. Если же и тогда вам будет что-то непонятно, задавайте вопросы в комментариях.

Источник: potolokspec.com

Добавить комментарий